На каком временном интервале t площадь тени S на экране увеличится в четыре раза, если точечный источник света находится на расстоянии х0=1М от диска (см. рисунок), диск лежит в параллельной плоскости экрана плоскости, тень от диска падает на экран, который находится на расстоянии x=0,2м от диска, и экран удаляется от диска со скоростью v=1 см/с? Ответ выразите в минутах, округлив до целого числа. Обратите внимание, что площадь окружности определяется формулой S = п*r^2, где r - радиус окружности, а п равно 3,14.
Винтик
Для решения данной задачи нам нужно установить зависимость площади тени на экране от времени. Для этого мы можем использовать геометрические свойства подобных фигур.
Пусть x(t) - расстояние от точечного источника света до диска в момент времени t, а S(t) - площадь тени на экране в этот момент времени.
Из геометрических соображений мы знаем, что подобные треугольники имеют пропорциональные стороны. Таким образом, мы можем построить пропорцию между расстояниями и площадями тени:
\(\frac{х(t)}{х_0} = \frac{S(t)}{S}\),
где S - площадь тени на экране в начальный момент времени.
Мы также знаем, что площадь тени пропорциональна квадрату радиуса диска, т.е.
\(\frac{S(t)}{S} = \left(\frac{r(t)}{r}\right)^2\).
Теперь мы можем выразить радиус диска через расстояние до диска:
\(r(t) = x(t) - x\).
Подставляя это выражение в пропорцию, получаем:
\(\frac{х(t)}{х_0} = \left(\frac{x(t) - x}{r}\right)^2\).
Раскроем скобки и приведем уравнение к квадратному виду:
\(\frac{х(t)}{х_0} = \left(\frac{x(t)}{r} - \frac{x}{r}\right)^2\).
Выразим x(t) через скорость и время:
\(х(t) = x + v \cdot t\).
Подставляя это в уравнение, получаем:
\(\frac{x + v \cdot t}{х_0} = \left(\frac{x + v \cdot t}{r} - \frac{x}{r}\right)^2\).
Раскроем скобки и приведем квадрат к общему знаменателю:
\(\frac{x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2}{х_0^2} = \frac{(x + v \cdot t)^2}{r^2}\).
Теперь мы можем сравнить числитель и знаменатель долей, чтобы найти значение времени t, при котором площадь тени увеличится в 4 раза.
\(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2 = 4 \cdot х_0^2 \cdot \left(x + v \cdot t\right)^2\).
Раскроем скобки:
\(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2 = 4 \cdot х_0^2 \cdot \left(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2\right)\).
Выполним упрощение:
\(0 = 3 \cdot \left(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2\right) - 4 \cdot х_0^2 \cdot \left(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2\right)\).
Мы видим уравнение вида \(0 = a \cdot b\), которое имеет нулевую сумму только в двух случаях: когда \(a = 0\) или \(b = 0\).
Рассмотрим эти случаи:
1. Пусть \(a = 0\). Это означает, что один из множителей равен нулю:
\(3 \cdot \left(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2\right) = 0\).
Решив это уравнение, мы можем найти значения времени, когда площадь тени будет равна 4 * S:
\(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2 = 0\).
2. Пусть \(b = 0\). Это означает, что другой множитель равен нулю:
\(4 \cdot х_0^2 \cdot \left(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2\right) = 0\).
Решив это уравнение, мы также можем найти значения времени, при которых площадь тени будет увеличиваться в 4 раза.
Теперь вычислим значения времени и найдем интервал t, на котором площадь тени увеличится в 4 раза.
Пусть x(t) - расстояние от точечного источника света до диска в момент времени t, а S(t) - площадь тени на экране в этот момент времени.
Из геометрических соображений мы знаем, что подобные треугольники имеют пропорциональные стороны. Таким образом, мы можем построить пропорцию между расстояниями и площадями тени:
\(\frac{х(t)}{х_0} = \frac{S(t)}{S}\),
где S - площадь тени на экране в начальный момент времени.
Мы также знаем, что площадь тени пропорциональна квадрату радиуса диска, т.е.
\(\frac{S(t)}{S} = \left(\frac{r(t)}{r}\right)^2\).
Теперь мы можем выразить радиус диска через расстояние до диска:
\(r(t) = x(t) - x\).
Подставляя это выражение в пропорцию, получаем:
\(\frac{х(t)}{х_0} = \left(\frac{x(t) - x}{r}\right)^2\).
Раскроем скобки и приведем уравнение к квадратному виду:
\(\frac{х(t)}{х_0} = \left(\frac{x(t)}{r} - \frac{x}{r}\right)^2\).
Выразим x(t) через скорость и время:
\(х(t) = x + v \cdot t\).
Подставляя это в уравнение, получаем:
\(\frac{x + v \cdot t}{х_0} = \left(\frac{x + v \cdot t}{r} - \frac{x}{r}\right)^2\).
Раскроем скобки и приведем квадрат к общему знаменателю:
\(\frac{x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2}{х_0^2} = \frac{(x + v \cdot t)^2}{r^2}\).
Теперь мы можем сравнить числитель и знаменатель долей, чтобы найти значение времени t, при котором площадь тени увеличится в 4 раза.
\(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2 = 4 \cdot х_0^2 \cdot \left(x + v \cdot t\right)^2\).
Раскроем скобки:
\(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2 = 4 \cdot х_0^2 \cdot \left(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2\right)\).
Выполним упрощение:
\(0 = 3 \cdot \left(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2\right) - 4 \cdot х_0^2 \cdot \left(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2\right)\).
Мы видим уравнение вида \(0 = a \cdot b\), которое имеет нулевую сумму только в двух случаях: когда \(a = 0\) или \(b = 0\).
Рассмотрим эти случаи:
1. Пусть \(a = 0\). Это означает, что один из множителей равен нулю:
\(3 \cdot \left(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2\right) = 0\).
Решив это уравнение, мы можем найти значения времени, когда площадь тени будет равна 4 * S:
\(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2 = 0\).
2. Пусть \(b = 0\). Это означает, что другой множитель равен нулю:
\(4 \cdot х_0^2 \cdot \left(x^2 + 2 \cdot x \cdot v \cdot t + v^2 \cdot t^2\right) = 0\).
Решив это уравнение, мы также можем найти значения времени, при которых площадь тени будет увеличиваться в 4 раза.
Теперь вычислим значения времени и найдем интервал t, на котором площадь тени увеличится в 4 раза.
Знаешь ответ?